Совместный проект администрации Братского района и Вихоревского историко-краеведческого музея
Уникальные доисторические культуры Прибайкалья (и Братского района).

Чаще всего первобытные люди занимались охотой, рыболовством и собирательством. Данная фраза для современника звучит очень и очень просто. Тем не менее, процесс добывания еды – наиважнейшая задача первых племён, на территории Братского района и Иркутской области.

Тем более охота в те стародавние времена, была делом архисложным, коллективным.

Что отличало животное последней ледниковой эпохи от современного животного? Прежде всего, наличие густой, тёплой шерсти и значительной жировой прослойки, которая защищала вымершие виды как от холодных, суровых, затяжных зим, так и от наконечников стрел и копий древнего человека.
Как уже было сказано выше - на территории Братского района водился разный зверь.

И самым известным и узнаваемым представителем вымершего вида животных является мамонт – самая желанная добыча древнего человека, не только ввиду огромного количества мяса, но и ввиду ценного строительного потенциала костей животного (из разнообразных костей мамонта и складывались первые передвижные жилища людей из каменного века на территории Иркутской области).

Последние шерстистые великаны, немного превышающие размерами современных слонов обладали огромными бивнями, закручивающимися на концах. Наиболее крупные бивни из найденных до настоящего времени достигали максимальной длины 4,2 м и веса 84 кг.

Эти большие, красивые животные вымерли всего около 30000 лет назад, что позволило древним братчанам вдоволь поохотиться на этих зверей, а так же использовать бивни и другие части скелета для строительства.

Сам процесс охоты, из-за разницы размеров, скорее всего, представлял собой загон мамонтов в ловушки или губительные места, так как примитивное, каменное и деревянное оружие древнего человека не было способно причинить какие либо значительные повреждения мамонту при охоте.

Полное вымирание мамонтов можно приравнять к глобальной экологической катастрофе для древнего человека, обитавшего на территории Братского района.
Тем не менее, выживать было нужно, и на смену травоядному гиганту пришёл всем известный лось – основная добыча древнего охотника Иркутской области и целый культ для поклонения впоследствии.

Так же древний человек добывал и другие виды животных – шерстистого буйвола, снежного барана, оленя и прочих, но именно добыча лося для древнего человека являлась самой приоритетной задачей, ввиду чего многие наскальные рисунки по берегам Ангары, содержали образ именно этого могучего, таёжного животного.

Ввиду разницы размеров приоритетной добычи, изменился и способ охоты.
Человек Братского района пользовался несколькими видами оружия: усиленный лук и стрелы, копьё, дротик, нож и дубина. Все вышеперечисленные виды холодного оружия, за исключением дубины, обожжённой для прочности на костре, были выполнены из камня. Древки и рукоятки – из выпрямленного дерева.

Человек брал добычу умом и организованными, слаженными действиями всего племенного коллектива. При этом, в охоте учувствовали все – и мужчины, и женщины, так как женские захоронения в Прибайкалье ничем не отличались от мужских – всё те же останки лука и стрел в могильнике, всё те же каменные ножи рядом с телом, для удобной разделки добычи в загробном мире.

Технология охоты была подробно запечатлена в наскальных рисунках древнего человека, где фигурки людей, с копьями и луками в руках, окружали лося или буйвола, заставляя животное быстро бежать, прочь от неизвестной, двуногой стаи.

При этом как предполагают учёные, опираясь на известную сибирскую находку – лопатку буйвола с застрявшим наконечником дротика, древнему племени было достаточно просто ранить животное, после чего неотступно следовать за ним (иногда в течение нескольких дней), терпеливо дожидаясь момента окончательного падения добычи.

Также, около 15 – 10 тысяч лет назад у прибайкальского человека появился верный союзник в охоте и охране жилища – первые собаки, чей вид исключительно почитался древними жителями иркутской земли. Собаки, как члены племени, даже проходили обряд погребения наравне с человеком и часто, в могилу усопшему животному, расстроенные люди клали те или иные предметы, отправляя друга и соратника в последний путь.
Конечно, не всегда охота оканчивалась успехом. Более того - иногда пищей становился сам человек.

Так, самым известным хищником последней эпохи, являлся пещерный лев – зверь страшный и хитрый. Современная археология не может точно определить период вымирания данного вида, однако острые клыки зверя стали своеобразным символом данной эпохи и ночным ужасом для древнего жителя Братского района.

Скорее всего, это страшное оружие - клыки, дала льву сама природа, так как основные жертвы хищника обладали значительными размерами – шерстистые буйволы, носороги и даже вышеупомянутые мамонты до их вымирания.
Так как львы охотились стаей, встреча с ними на просторах лесотундры не предвещала ничего хорошего для небольшой группы людей.

Ещё один известный хищник – пещерный медведь, который значительно превышал современного Михаила Потаповича своими размерами.
Так как данные животные действительно использовали пещеры в виде своеобразно берлоги, кроманьонцам и неандертальцам пришлось вдоволь повоевать с этим грозным хищником, за места наиболее пригодные для жилища.

К слову, о жилищах.

Если в западной части России и в западной части Сибири, учёные обнаружили кочевые культуры охотничьих племён, то на территории Восточной Сибири, древние охотники вели скорее оседлый образ жизни, в летний период времени, уходя на специальные стоянки, приближённые к местам охоты племени. Только в зимний период, накопив достаточные запасы пищи, племя удалялось в удобные пещеры – пережидать суровые холода.

При этом в зависимости от времени, летние конусообразные жилища-чумы строились либо из мамонтовой кости (в то время, когда гиганты ещё не канули в лету), либо из палок, коры и костей других животных.

Классический летний чум средневекового тунгуса мало чем отличался от аналогичного строения древнего человека – конусообразный шатёр, покрытый либо кусками коры, либо шкурами, в зависимости от богатства племени. В конусообразной крыше – дыра, для удаления дыма от примитивного очага. Вход закрыт сшитыми шкурами, для препятствования холоду и непогоде.

В случае нужды или опасности чум легко разбирался и переносился в новое место.

В принципе, эти летние и зимние становища и называются «стоянками древнего человека», то есть теми местами, куда наши древние земляки сносили пищу, делая необходимые запасы на холодный период времени.

Хранение продуктов также способствовало появлению первых крытых и выстланных камнями ям, для хранения добытого мяса и съедобных корешков, а так же первых лабазов – небольших домиков на деревьях, куда другие хищники не смогли бы добраться, чтобы поживиться чужой добычей.

Характерным занятием для древних жителей иркутской земли являлась рыбалка.

Технология рыбалки усложнялась год от года, что привело к появлению лёгких гарпунов и даже примитивных сетей, куда загоняли рыбу усилиями всего племени.

При этом с течением времени, племена, обитавшие по берегам Ангары (а так же по берегам других рек), сделали добычу рыбы задачей приоритетной, ввиду того что речных обитателей водилось много, а добыча ценного и питательного мяса отнимала намного меньше времени и сил.

Может быть, именно из-за относительно-мирного занятия - рыбалки Прибайкальская культура развивалась семимильными шагами. Племена рыболовов и собирателей – более мирные племена, в сравнении с охотниками. Постепенно Прибайкальская культура начала обособляться от западносибирской культуры и дальневосточных культур.

У рыболовов и собирателей возник необходимый потенциал времени, который можно было потратить на производство чего-то принципиально нового.
Начнём с живописи.

Впервые в истории, сообщения местных жителей о странных рисунках на скалах, вдоль реки Оки, датированы 1736 годом: "В расстоянии от Брацкаго острогу 32 версты, на утёсе каменном написаны звери, дикие козы и люди..."

Кроманьонец и Древний человек Братского района очень и очень много рисовал.

До затопления Братского моря на скальных берегах древней Оки и Ангары существовало столь много писаниц (специальных, примитивных рисунков с изображением человека и животных), что иногда рисунки накладывались друг на друга многие поколения, сливаясь в единый сюжет человеческих представлений об устройстве бытия.

К большому сожалению, как уже было сказано выше, технологический прогресс неумолим и большинство ценнейших рисунков исчезли под водами разрастающегося Братского моря.

Тем не менее, в начале 50-х годов прошлого века, Иркутские археологи, при помощи Ленинградских камнетёсов, смогли спасти некоторые бесценные свидетельства древнего творчества и даже доставить сохранённые рисунки в Иркутский областной музей.

Но и Братск получил частичку древнего великолепия – возле ворот архитектурно-этнического комплекса «Ангарская деревня», любой посетитель может увидеть уникальное изображение лося, чей возраст намного древнее возраста первых египетских пирамид.

Да, большинство рисунков безвозвратно ушли под воду.

Но братская земля – земля огромная. Некоторые места Братского района по-прежнему скрыты от посетителей, ввиду чего, иногда, уникальные рисунки всё же находят жители сёл и деревень.

Подобные находки зарождают надежду в то, что когда-нибудь такой монументальный, советский проект в городе Братске, как «аллея тысячелетий», куда должны были попасть аккуратно срезанные писаницы из разных эпох, всё-таки будет сотворён в современной России усилиями неравнодушных людей.
К слову, именно писаницы позволили современным учёным установить, что древний человек обладал сложной системой представлений об окружавшем его мире.

В простых сюжетах присутствовали не только люди и животные, но космос и земля, что позволило предположить о древних религиозных традициях на земле Прибайкалья.

Раскрыть и расширить предположения насчёт религии древнего человека помогли и захоронения, которые усложнялись тысячи лет на протяжении Каменного века.

Если изначально, в Прибайкалье тела соплеменников укладывались в могилу головой на запад или восток (что, скорее всего, соответствовало представлениям о направлении посмертного пути человека), а рядом с усопшим клали предметы охоты и простейшие украшения из кости, то впоследствии могильники усложнились, разделившись на места захоронения богатых и бедных соплеменников.

Так, богачи – вожди племени или шаманы, могли претендовать на посыпание красной охрой и даже на спутницу в загробном мире – жену или наложницу. Бедняки хоронились традиционно – в общем могильнике, с теми же орудиями труда простого, древнего собирателя и охотника.

Всё вышеперечисленное говорит о довольно сложных представлениях: о процессах жизни и смерти, о послесмертии и о явлениях природы, в головах древних людей.

Основой древней религии, скорее всего, являлась вера в силы природы.
При этом современникам остаётся только строить предположения, так как эра возникновения писаниц – тёмные времена для человечества, когда ещё не существовало какой-либо письменности или процесса передачи информации сквозь поколения.

Занимался древний человек гончарным делом и изготовлением небольших скульптур.

Так, возле реки Белой, рядом с поселениями Мальта и Буреть, были обнаружены зимние и летние стоянки древнего человека из верхнего палеолита (возраст – около 40 тысяч лет).

Среди бедренных костей мамонта, которые служили столбами для поддержания свода примитивного жилища, были обнаружены примитивные скульптурки птиц, сделанные из дерева.

Представьте только: неизвестный, древний человек, в свободное время, сидя у очага, горящего в центре временного жилища, при помощи простейших каменных инструментов выстругивал птицу, иногда поглядывая в потолок, в котором виднелось отверстие для дыма.

Для чего древний иркутянин создавал скульптуру? Что руководило им при этом – религиозные представления или желание порадовать ребёнка? Вопросы, на которые мы никогда не получим ответа.

Не только птицы и сосуды были обнаружены возле Мальты и Бурети, но и красивые скульптурки женщин, одетых в меховые одеяния. При этом изображение одежды на женской скульптуре позволило установить, что процесс создания реальной одежды был сложным, энергозатратным, но необходимым ввиду особенностей холодного региона.

Одежда покрывала древних иркутян с ног до головы, наподобие сплошного комбинезона и шилась шерстью наружу. Так же изучение образа статуэтки позволило установить, что костюм древнего иркутянина очень напоминал современный костюм арктических охотников и оленеводов – чукчей и эвенков.
К слову, следует отметить, что в общей сложности, возле реки Белой, советскими археологами было обнаружено 20 женских статуэток – феноменальный успех для исследователей эпохи верхнего палеолита.
Артефакты верхнего палеолита – не единственные артефакты, найденные на территории Иркутской области.

Так, на территории месторождения Георгиевское-1 были найдены артефакты нижнего палеолита (2,5 млн. лет – 140 тыс. лет до н.э., но в контексте данного примера речь идёт про артефакты «нижней» границы данного периода).
К среднему палеолиту отнесена стоянка, найденная на территории месторождения Игетейский лог III (140 тыс. лет до н.э. – 40 тыс. лет до н.э.).
К позднему палеолиту отнесены стоянки Мальта (24 тыс. лет до н.э.), Буреть, Игетейский лог I, Макарово III, Макарово IV, Красный Яр, Сосновый Бор, Глазковский некрополь и многие другие.

Вышеперечисленные находки позволили предположить, что процесс заселения Иркутской области древним человеком начался примерно 160-140 тысяч лет назад, что является «весьма солидной» цифрой по меркам любого континента.
Я скажу честно – можно ещё часами говорить про первых доисторических жителей Братской земли. Тем не менее, все мы ограничены временными рамками. И я – не исключение.

Ввиду сравнительно небольшого времени отпущенного на создания материала, перейдём к следующей части повествования – к народам, населявшим Братский район до прихода сюда русских первопроходцев.

This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website