Совместный проект администрации Братского района и Вихоревского историко-краеведческого музея
Древние народы Братского района.
Удивительно то, что в Забайкалье, учёными были обнаружены даже следы гуннов – народа, который смог уничтожить Рим.

«К чему это было сказано?» - спросите вы.

К тому, что на протяжении тысячелетий, в те времена, когда египетские пирамиды только строились в благодатной долине Нила и Евфрата, на земле братской уже происходили полноценные войны и народы сменяли народы, пока сюда не пришли русские воины и первопроходцы.

Народов сих было великое множество и следы ныне живущих и сгинувших языков, прослеживаются в уникальной топонимике Братского района - в названиях рек, озёр, сёл и деревень. И даже в самих названиях «Братск» и «Братский район», которые произошли от бурятского народа, который некогда был главенствующим в регионе (о топонимике – следующая часть).

Вплоть до середины XVII века, в наших широтах преобладали люди азиатского типа. Местные народы – якуты, тунгусы, буряты, тофалары и многие другие, представляли собой сложный симбиоз родоплемённых общин, которые постоянно враждовали между собой.

При этом, вышеперечисленные народы – своеобразные победители в гонке за жизнь, так как именно с их представителями столкнулись первые русские первопроходцы, узнав о существовании «братской землицы» примерно в начале XVII века.

Следует повторно отметить, что самым значимым и грозным народом, среди местных племён, являлся народ бурятский – именно эти грозные воины Сибири, вынудили платить ясак (дань) все другие племена Иркутской земли и Забайкальского края. Основной же народ на территории Братского района – тунгусы, чьи кочевья растягивались на сотни километров по берегам местных рек.

Вплоть до XVI века, Сибирский регион был малоинтересен государствам по соседству. Даже в момент расцвета Золотой Орды, Джунгарского ханства или Цинской империи, регулярные походы в суровые, холодные края ханы и китайские императоры не организовывали, предпочитая контактировать посредством торговли и послов.

Были эпизодические карательные экспедиции, организация и осуществление которых отнимало колоссальное количество сил и материальных ресурсов – попробуй-ка призвать к ответу народ или племя, которое кочует по необозримым пространствам густых лесов и широких лугов! Ввиду этого, практически все империи, в то или иное время подступавшие к Иркутской земле, предпочитали торговать с местными племенами, нежели воевать.

И в большинстве своём русские первопроходцы исключением не были, предпочитая договариваться с местными князцами, нежели бряцать оружием и палить из пищалей.

Тем не менее, случались и досадные «дипломатические провалы» приводившие к войне.

Но русско-тунгусские и русско-бурятские отношения возникнут позже.
Максимум что они смогли сделать монголы и китайцы до XVII века – это принудить пограничные с империями племена, платить дань пушниной.
Как уже сказано выше, необъятные широты сибирской земли – плохие направления для завоевательных походов. И я объясню почему – городов нет, а кочевые племена легко снимались с обжитых мест, уходя в таёжные дебри при малейшей опасности.

Вот и выходит, что ни у монголов, ни у джунгаров, ни у китайцев не было средств и сил для завоевания столь огромного и сурового региона, как Иркутская земля. Да и не до этого было – практически все империи «начинали трещать по швам», чуть ли не со времени образования, постепенно погружаясь в грязь кулуарных игрищ, восстаний и заговоров.

Так и существовала бы Иркутская область самобытной, уникальной, независимой, если бы не другой упорный и целеустремлённый народ Московского царства, вышедший на восток под предводительством атамана Ермака в 1581 году.

Быстро продвигались казаки и стрельцы, привычные к трудностям и лишениям. Очень быстро. И всего век спустя уже в 1619 году, на соседней земле Красноярского края, возник Енисейский острог – укреплённая база, для дальнейшего завоевания Сибири.

При этом владения «енисейцев» быстро разрастались и какое-то непродолжительное время, граница России и коренных сибирских народов проходила в соседнем Чунском районе, по широкой реке Чуне.

Первые дипломатические контакты и позволили установить, какие именно племена и князцы (мелкие ханы) присутствовали на земле братской.
Тогда и было установлено, что самые многочисленные народы, обитавшие в данных широтах – буряты и их данники тунгусы, о которых мы и поведём речь далее, как об основных культурах, когда-то присутствовавших в Братском районе.

При этом любое путешествие русских людей вглубь будущего Братского района, независимо от цели и характера визита, в период с 1619 по 1630 год носило разведывательный характер, а не только преследовало желание «наладить контакты» или «зародить торговлю пушниной».

Так как тунгусский народ некогда являлся титульной нацией Братского района, то я считаю, что начать разговор нужно именно с тунгусской культуры.

Тунгусы – прямые предки эвенков, эвенов и негидальцев, объединённых временем в тунгусо-маньчжурскую лингвистическую группу (оттого их иногда ещё величают эвенками).

Тунгусы так давно заселяли просторы Иркутской земли и Красноярского края, что даже название Енисей существовало задолго до появления в этих местах русских первопроходцев.

Как писал о тунгусах военнопленный шведский офицер Вербер, попавший в Сибирь после Северной войны 1700-1721 года и проплывавший через Братский острог примерно в это время:

«Летом народы эти (тунгусы) ходят нагие, живут вообще очень бедно. Они блуждают подобно оленям и порой, дня по четыре остаются вообще без всякой пищи. Покойников своих они не хоронят, а кладут на высокие деревья. У них существует странный способ делать лицо красивым (по их понятиям): в детстве они вышивают щёки выкрашенными в чёрный цвет нитками в виде всякого рода фигур. Всё это они оставляют на коже на несколько дней, а затем вытягивают нитки. Вследствие чего остаются чёрные точки и следы от вышитых на щёках фигур.
Чем больше кто из них обезображивает своё лицо подобными болезненными прокалываниями, тем красивее и знатнее считается у своего народа».

Родовые группы тунгусов, некогда существовавшие на территории Иркутской области:

- Кармагиры,
- Мунгули,
- Шамагиры,
- Налягиры,
- Мурмугиры,
- Карануты.

Несмотря на сохранение родоплеменного строя, тунгусы XVII века уже давно охотились в одиночку и вели раздельное хозяйство, ввиду чего в племенах существовала своеобразная иерархия, по положению в обществе и по уровню достатка. При этом слава о самых успешных и отважных охотниках, в виде полулегенды-полубыли быстро распространялась между союзными племенами, формируя своеобразный этнос, скреплённый общими верованиями, легендами и сказками.

Несмотря на записки Вербера, в период объясачивания (начало русской экспансии в регионе) приангарские тунгусы имели довольно развитое производство оружия и предметов быта, а так же устоявшийся хозяйственно-бытовой уклад, свойственный поздней стадии развития родоплеменного общества.

Хозяйство складывалось из результатов деятельности по следующим направлениям: охота, рыболовство, оленеводство, собирательство.

Ещё до прихода русских, тунгусы попали под влияние икинатского бурятского племени и являлись их «кыштымами» или данниками. Добыча пушнины тунгусами производилась чаще всего исключительно с целью уплатить дань бурятам (а впоследствии – русским). Сами тунгусы для своих нужд, пушнину практически не добывали, довольствуясь самым малым. Об этом свидетельствует странный обычай данного народа – не «носить с собой» что-либо лишнее, замедляющее ход. Иными словами, процессы обогащения и накопления благ, в тунгусском народе были слаборазвитыми, не выходящими за рамки годовых потребностей.

Тем не менее, тунгусы прекрасно знали цену пушнины, веками торгуя с соседями и обменивая соболиные и бобровые шкурки на металл и металлические же предметы быта, тем самым компенсируя недостаток собственных навыков добычи и обработки бронзы и железа.

Ввиду ценности пушного зверя, зародилась целая система сложных охотничьих изобретений, способных самостоятельно добывать песца или соболя, не повреждая шкуры.

Чаще всего, подобные охотничьи приспособления представляли собой разные сочетания кулёмок – устройств, где на верёвку прикреплялся кусочек приманки (или привады), а прочие части конструкции устанавливались так, что при малейшем движении зверь придавливался более тяжёлыми частями конструкции.

Более того, пусть тунгусы по-прежнему в основной охоте использовали лук и стрелы, но они обладали достаточной технологичностью, чтобы изобрести охотничьи самострелы и петли, срабатывающие самостоятельно при появлении зверя в нужном секторе.

Так же тунгусы-охотники просто отлично усвоили навыки охоты с лодки-берестянки и с засады, на водопойных тропах поджидая мясного зверя (зверя, добываемого исключительно для пропитания).

Основной способ рыбалки в летнее и зимнее время – лучение. Или добыча рыбы при помощи лука или остроги.

Зимой, в водоёмах, члены племени организовывали специальные проруби для лучения, выдалбливая целые массивы льда.

В том числе, тунгусы обладали технологиями создания так называемых «морд» - специальных клеток для рыбы, куда она могла попасть в погоне за наживкой, но не могла выплыть.

В тунгусском народе занятия традиционно делились на мужские и женские дела.
Уже не было общей охоты сильного и слабого пола, какая существовала в эпоху Каменного века. Добычей еды и ресурсов занимались исключительно мужчины. Женщины – оставались в кочевых становищах, выделывая шкуры и занимаясь пошивом простейшей одежды, которая мало отличалась от одеяний древнего человека.

Основное жилище так же претерпело мало изменений с каменной эпохи, представляя собой конусообразный чум, покрытый корой. Реже – юрту.
Тем не менее, имелись и более сложные, но не менее примитивные защитные, свайные сооружения, которые строились на деревьях. В более прочных строениях, созданных наподобие лабазов, члены тунгусского племени могли более успешно обороняться от набегов других племён.

Тунгусы – относительно мирный народ. И мирное состояние разума и души было обусловлено кочевым образом жизни.

Трудно сказать, были ли все тунгусы оленеводами.

Скорее всего, часть племён, привычных к охоте, рыбалке и собирательству продолжали вести исконный образ жизни, ввиду чего члены племени не страдали излишним накопительством, предпочитая передвигаться «налегке».
Часть – старались более прочно закрепиться на территории пастбищ и сделать всё для того, чтобы стада разрастались.

Так, например, известно, что тунгусы, кочевавшие по берегам реки Вихоревки, а так же в районах Тангуя и Наратая были известными оленеводами, чьи стада разрастались до тысяч голов скота.

Но и арабские учёные X и XII века (Гардизи и Марвази) отмечали тот факт, что охотники с берегов Ангары, после победы над противником, не изымали у павшего предметов роскоши, но «обогащались» исключительно только необходимым инвентарём охотника.

Одежда тунгусов была такой же лёгкой, как и образ жизни данного племени – кафтан с нагрудником, покрывающим грудь, натазники с ноговицами и унты. В зимнее время лёгкие натазники менялись на меховые штаны, пошитые мехом наружу.

При встрече друг с другом древние тунгусы, прежде всего, интересовались о месте рождения, имени, происхождении и имени отца, что говорит о крайней важности принадлежности к тому или иному племени.

Брак был обменным, чтобы не вызвать смешения крови с ближайшими родственниками.

Обязательным законом для тунгусского народа был закон тайги. Или обязательная помощь соплеменнику, попавшему в беду.

В каждом племенном объединении был свой вождь и один-два шамана.

В сказаниях тунгусов сохранились образ первого примитивного божка на территории Братского района – духа «мухулкэн турэн», который мог по своему желанию исполнить всё то, что сказал человек (в том числе и негативные формулировки).

Кузнецы в тунгусских племенах существовали отдельно, равноудалённо от каждого племени в районе их деятельности. Объяснялось это просто – металл являлся крайне дорогим материалом, а человек, способный изготавливать лезвия и наконечники – бесценным специалистом, важным для большинства родоплемённых общин.

При этом не стоит думать, что тунгусские племена жили мирно друг с другом всё время своего существования.

Столкновения случались с незавидной частотой, ввиду смертельных обид, наносимых друг другу (например – отказ в сватовстве или оскорбление). Впрочем, кровавые войны так же быстро заканчивались примирительными пиршествами, так как тунгусы довольно легко относились к вопросам жизни и смерти.

Согласно преданиям из XIX века, бой начинался с поединка двух лучших воинов племени (этим поединком сражение могло и закончиться), после чего в основной бой вступали отряды лучников, копейщиков и мечников.

Часто, перед боем, строили довольно массивные укрепления из поваленных деревьев или специальных саней – нарт, составленных рядом друг с другом.

При этом в межплеменной войне тунгусов существовали нерушимые правила - не трогать женщин, детей и стариков, в случае победы одного племени над другим. Согласно преданиям, победители даже были обязаны взять на попечение слабых представителей побеждённого племени, что говорит о глубоком понимании справедливости в умах и сердцах тунгусского народа.

Благодаря соприкосновению с монгольскими и бурятскими народами, тунгусы познали все радости цветной ткани, при помощи которой украшали праздничные одеяния.

Благодаря соприкосновению с русскими народами – получили дары цивилизации.

Вот только непросто происходило насаждение власти московского государя в Братском районе.

Большинство трудностей для русских первопроходцев происходили от других грозных, малоконтактных и непокорных соседей – бурятских князцов.

Некогда, очень давно, во времена существования китайского государства Ляо, которое занимало просторы современного Северо-Восточного Китая до 907 года н. э., большая часть бурятских племён являлась подданными императора и регулярно отправляла дипломатические миссии в центральный город Лунхуачжоу.

Несмотря на вышеизложенное, следует понимать и то, что кочевые, бурятские племена было практически невозможно завоевать, ввиду чего существуют свидетельства о добровольном подданстве этого гордого северного народа, который какое-то время просуществовал в границах империи Ляо.

Тем не менее, ничего не вечно под Луной.

Внутренний мятеж внутри империи Ляо развалил государство, после чего на бурятские племена больше никто не обращал внимания (у нового государства чжурчжэней хватало внутренних проблем и полнокровной войны с другими китайскими государствами).

Чжурчжэни же развивались и кочевали. И совсем скоро по меркам истории, из общности этих племён выделились народы, ставшие опорой для грозного «потрясателя Вселенной» и зачинателя Монгольской империи - великого полководца Чингиз-хана.

Чингиз-хан начал свои грандиозные завоевания с близлежащих племён, насильно сколачивая ядро будущей многотысячной армии. При этом первыми противниками татаро-монгольских бойцов стали не только народы Китая, но и предки современных бурят и енисейские кыргызы.

Так как зачинающаяся Монгольская империя обладала достаточным количеством образованных людей, в памятнике монгольской литературы под названием «Сокровенное сказание» было сказано следующее: в 1207 году армия Правой руки направилась к лесным народам, чтобы подчинить следующие племена: бурятов, ойротов, бархунов, урсутов, хабханасов, ханхасов и тубасов.

Цель была выполнена – никто не мог противостоять стремительной, монгольской коннице, которая предпочитала для набегов зимнее время, перемещаясь по льдам замёрзших рек.

Кыргызы, видя участь других племён - добровольно подчинились армии Чингиз-хана.

Но недолго радовался «Потрясатель вселенной» покорности лесных народов.
После ухода основных монгольских сил, в северных широтах немедленно вспыхнуло восстание, которое уничтожило монгольского ставленника - Хорчи-нойона, но всё же было быстро подавлено вернувшимися монголами.

Тем не менее, важен факт – бурятские племена были крайне непокорными соседями, не терпящими насилия и главенства над собой. Эта непокорность отразится на русско-бурятских отношениях намного позже, став основным поводом для стычек с русскими первопроходцами.

Несмотря на долгую историю внутренних изменений и войн монголы и буряты – прямые родственники друг друга в сложной геральдике монгольских, прибайкальских и забайкальских народов. История ранних монгольских и бурятских племён, с развалом империи Ляо, временами переплеталась столь плотно, что по праву может считаться общей.

Ввиду того, что и сам Чингиз-хан родился где-то на берегах красивой, степной реки Онон в Забайкалье (предположительно возле местечка Делюн-Болдок), можно смело предположить и то, что какая-то часть бурятских племён учувствовала и в походах монгольского полководца на Китай. Чуть позже - принимала участие в губительном набеге внука-чингизида хана Бату на Русь.

У бурятских племён – красивая и древняя история.

Бурятские племена не были мирными кочевниками, крестьянами или собирателями.

Лук и колчан, кривая сабля и круглый щит – вот что непременно было с собой у каждого бурятского воина и в радость и в беду.

Лучшие помощники монголов и бурят – небольшие, коротконогие, но феноменально выносливые и приспособленные ко всему, забайкальские лошади, покрытые густой шерстью.

Именно неприхотливые в еде и заботе кони обеспечивали достаточную мобильность для бурятских воинов и позволили им подчинить себе довольно большой ореол обитания коренных сибирских народов после развала Монгольской империи во второй половине XIII века. Следует отметить, что покорённые племена (в том числе тунгусы) совершенно не спешили спорить и мериться силами с грозными врагами - бурятами, которые являлись смелыми и опытными воинами.

Родовые группы бурятских племён на территории Иркутской области:

- Булагаты,
- Эхириты.

Буряты являлись не только кочевниками.

В той же Читинской области были обнаружены развалины постоянных поселений и даже небольших дворцов, принадлежащих данному народу (Хирхиринское городище).

На древнем кладбище, рядом с Хирхиринским городищем, современные учёные нашли множество уникальных погребений. Сохранившиеся фрагменты одежды монголов и бурят почивших давным-давно, позволили установить факт – представители данных народов были высококультурной нацией и не понаслышке знали, что такое искусные и дорогие украшения, а так же шёлковые и бархатные одеяния (естественно – речь идёт о захоронениях богачей).
Бурятские племена не были однородными и делились на множество диалектов, культур и образов жизни. Различался и уровень жизни.

Исследователями отмечается тот факт, что в бурятских племенах было хорошо развито кузнечное дело и изготавливались довольно сложные орудия труда и оружие, а так же пластинчатый доспех.

Стандартным временным жилищем бурят, с незапамятных времён оставалась юрта, которая покрывалась либо скатанным войлоком, либо шкурами. Как и в монгольском народе, порог в юрте был священным местом, наступить на который – нанести смертельное оскорбление хозяевам и духам жилища.
Согласно распространённому мнению, подобное бережливое отношение к порогу сохранилось в бурятских племенах с доисторических времён, когда покойников (за неимением кладбищ и погостов) хоронили буквально у входа в жилище.

Внутри бурятских племён существовала довольно сложная правовая система.
Так, один бурят убивший или покалечивший другого, должен был заплатить специальный налог – анзу. Только в случае своевременной неуплаты налога, с должником могли расправиться физически.

Следует отметить, что именно великая миграция народов Азии XI-XV века, позволила бурятских племенам достигнуть как просторов Якутии, так и Иркутской области (в частности – Братского района, так как деревня Тангуй получила своё название именно от бурятского племени «тангут»).

Ввиду того, что годы перемещений, добровольных и вынужденных, не охладили воинствующий нрав бурят, то русские первопроходцы столкнулись с яростным сопротивлением хозяев этих необозримых широт.

И о войнах, разразившихся на территории Братского района, мы поговорим в следующей части.

This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website