Совместный проект администрации Братского района и Вихоревского историко-краеведческого музея
Братский острог в XVII веке. Основные события.
Братская волость возникала поэтапно. Во время прихода русских в Сибирь, первобытный, родоплеменной строй находился на стадии разложения, постепенно стремясь к первым формам объединений-общин.

Тем не менее, практически вся земля Сибири была покрыта владениями племён.
Стараясь не спорить с исторически-устоявшимися границами, для собственного удобства, русские первопроходцы просто стали изменять название «племя» на волость, ориентируясь на бывшие ореолы обитания союзных племён.

Так и возникли Убская, Верхне-Окинская, Ордынская волость и волость Геи-реки, что впоследствии сложилось в единую Братскую волость ввиду ряда административных реформ.

Чтобы рассмотреть историю Братского района целиком и полностью, постараемся восстановить хронологию основных событий, происходящих на нашей земле.

И так как «повторение – мать учения», да пусть меня извинит будущий читатель за то, что иногда события будут кратко повторяться, переплетаясь с ранее сказанным.

Итак, в 1619 году был построен Енисейский острог, из которого и началось завоевание Братской волости.

В 1620 году енисейский приказной человек Матвей Трубчанинов в своей отписке от 23 февраля сообщает томскому воеводе: «Браты да маты люди великие, ясаку государю не платят, а сами де они емают ясак с государевых ясачных людей, которые близко кочуют».

Так, в истории России впервые появились сведения о воинственных бурятах.

В 1621 году появились первые упоминания о географии земли братской (бурятской). Авторство первой записки о богатых землях тунгусов и бурят приписывают известному «гулящему человеку» или путешественнику - Пантелею Демидовичу Пянде (Пантелей Демидович первым из россиян открыл реку Лену для нашего государства).

В 1623 году, енисейский воевода Яков Хрипунов первым в истории организует посольство в братскую землю.
Согласно указу Царя, в новые просторы отправляется Ждан Козлов «со товарищами» со следующим поручением:
«По государеву царёву и великого князя Михаила Фёдоровича всея Руси указу память Енисейского острогу служилым людям Ждану Козлову со товарищами иметь из Енисейского острогу в Братскую землю. И перешед им в Братскую землю и собрати князцев и лучших людей, и собрав говорити им, чтоб оне, князцы и лучшие люди, со всеми своими людьми великому государю служили, и ясак бы с себя великому государю платили, и были б под его царскою рукою.
А того у них Ждану со товарищи смотрети и всякими мерами проведывати: какие они люди: сидячие или кочевые, и кто в тех землицах князцев имяны и владетели, и какие у них крепости и боге… и сколько у них воинских людей на конь садится… и какие промыслы промышляют…»

В1624 году с аналогичным поручением в Братские земли отправляется сотник Поздей Фирсов.

В 1626-1628 годах по указанию енисейского воеводы, небольшие казачьи отряды под началом Максима Перфильева и Петра Бекетова отправились в сторону Падунского порога, к устью реки Оки, с целью провести окончательную разведку на территории тунгусов и бурят.

Первое упоминание Вихора Савина в челобитной к Царю.

Согласно сообщению енисейских казаков, Вихор пытался мирным словом привести братских людей под царёву руку. Он даже смог договориться с местными князцами и в знак согласия платить дань, привезти в Енисейский острог несколько «добровольных пленных» из знатных родов будущей Братской волости.

Мирная линия поведения Савина, вызвала серьёзные споры в Енисейском остроге, так как большая часть служилых людей склонялась к силовому варианту покорения.

В 1628-1629 годах произошёл знаменитый набег енисейского воеводы Якова Хрипунова на земли бурят и тунгусов. В результате данного похода было захвачено много пленников и материальных ресурсов. Однако, из-за агрессивных действий енисейцев, в течение грядущего полувека регион «пылал», с трудом покоряясь администрации Братского острога.

В 1629 году три буряцких князца, Баяркан, Братан и Кодогнуй в результате набега Якова Хрипунова отказались платить ранее оговорённую дань.
Где-то на просторах новых земель Пётр Бекетов со своими людьми ставит первое зимовье (укрепление).

В 1630 году Максим Перфильев, совершая второй поход в брацкие земли, зазимовал у Шаманского порога.

К мятежным «брацким людям» на переговоры выдвигаются два казака-енисейца – Вихор Савин и Сидорко Акинфеев.

Вместе с енисейцами в поход отправляются ранее захваченные пленники: «Бугулдайко да Букиева улусу женка именем Уенка, Богданиева жена».

Так как дело происходило, скорее всего, в летнюю пору, отряд Перфильева ещё не вышел к Шаманскому порогу и находился в местечке, под названием Кошевой Яр. Путь Савина так же проходил через место временного становища енисейцев.

Ввиду печального стечения обстоятельств, Бугдулайко до места назначения не доехал, из-за крупного скандала в стане бывших хрипуновцев, а ныне перфильевцев (Хрипунов умер в 1629 году). Из-за крупных разногласий между сибирскими администрациями, острогами и даже городами, Вихор Савин имел крупный скандал в месте расположений енисейских воинов. В результате скандала Бугдулайко был избит служилым Митькой Палачом, отчего пленник умер (что в дальнейшем крайне негативно повлияло на переговоры с бурятами).
Несмотря на смертельную опасность, нависшую над парламентёрами, приказ Царя нужно было выполнять, ведь ещё перед отъездом Вихору, как старшему делегации было велено:

«Пришед в братскую землю, сказать братским князцам и их улусов братским людям государево царёво и великого князя жалованное слово» и уведомить князцов, что почётные пленники, захваченные Хрипуновым, в целости и сохранности находятся в Енисейском остроге.

Так как в Кошевом Яру, Вихор Савин стал свидетелем и других сцен насилия над местным населением, то немудрено, что переговоры прошли неудачно, ввиду чего Вихор Савин погиб от руки Баяркана, а Сидорко был избит и нагим отправлен назад.

Возобновить дипломатические связи с Братской землёй поручили Максиму Перфильеву.

В 1631 году Перфильев вместе с десятником Семейкой Родюковым и 30 служилыми людьми закладывает первый Братский острог (известный в истории ещё под именем первого Ангарского острога).

На помощь Перфильеву отправляются отряды Василия Москвитина (30 человек) и Петра Ропота (30 человек). Именно люди Петра Ропота должны были остаться на годовую службу в новом остроге.

В 1632 году из-за Братского порога (который в летописях так же называется Падунским) в Енисейск отправилась группа в 29 человек, во главе с десятником Боженком Поленовым.

В гарнизоне Братского острога было оставлено 25 человек во главе с пятидесятником Василием Москвитиным.

Произошло массовое восстание коренных народов против русской экспансии.
8 мая 1633 года на помощь Братскому гарнизону, который практически находился в осадном положении из-за позиции местных племён, прибыл отряд из 16 человек под предводительством пятидесятника Василия Череминова.
На помощь новым братчанам, со стороны Томска так же выдвинулся отряд в 50 человек, но не добрался до места назначения. Всё, что смогли сделать томичи – это дойти до Енисейска 17 октября и повернуть обратно.

В 1634 году был уничтожен отряд Дунайки Васильева по пути в тунгусские и бурятские кочевья, с целью получить дань с местных племён. Количество людей в отряде – 60 человек.

При этом первичной задачей пятидесятника являлись переговоры, а не война.
Васильев даже отправил к «братам» десятника Федьку Бобыкина с переводчиком Ивашкой Игнатьевым, но навстречу парламентёрам приехал только князец Кодогон со своим родственником Котугоровым.

Примерно в это же время сжигается дотла первый «Ангарский острог».

В 1636 году отряд казаков под началом Николая Радуковского обращает в бегство бурят на Оке, в результате небольшого, но кровопролитного сражения. Ставится новый острог – «Окинский правобережный».

В 1644 году Иван Похабов укрепляет старый острог и расширяет его. Выкапываются новые рвы.

В 1649 году, согласно записям возникают деревни Ершово и Нижняя Шаманка.

В 1650 году пятидесятник Евдокимов доносит в Енисейский острог о том, что хозяйство кузнеца Терешки пострадало в результате набега вновь взбунтовавшихся бурят.

В 1650-1651 году происходит очередная осада острога, но на этом раз – победа за защитниками.

В 1653 году, в старый Братский острог пребывает Дмитрий Фирсов со своими людьми.

В 1654 году острог переносится на новое место Дмитрием Фирсовым и входит в историю как «Окинский Левобережный». В левобережный острог переносятся две башни 1636 года постройки (башни сохранились и по сей день).
Как сообщал сам Фирсов:

«…в нынешнем 162 году Брацкий острог поставлен весной, четыре башни высоки, под тремя башнями три избы, четвёртая порожняя да ворота проезжие. На воротах поставлена часовня. Да амбар новый, срублен с прирубом трёх сажен печатных…»

В этом же году известный зажиточный пашенный крестьянин Распута Потапов (да, именно тот, кто хвастал первым урожаем в Енисейском остроге) ещё больше расширил своё хозяйство, не без помощи администрации впустив на свои владения около 70 пашенных крестьян.

Цель была благой – установить в Братской волости систему сельского хозяйства, для дальнейшего обогащения региона и царской казны.
Напомню, что в этом же году, старый острог был перенесён Дмитрием Фирсовым на новое место, что немного растянуло сплочённость первых русских поселений по берегам Ангары, отдалив друг от друга.

Между тем, поток переселенцев в Сибирь всё возрастал.

По большому счёту, переселение или каторга, стали для многих преступников настоящим спасением. Если до освоения Сибири за те или иные правонарушения ждала неминуемая смерть, что во второй половине XVII века, многие дела и приговоры рассматривались через призму потребностей Сибирского приказа.

Иными словами, земли было много, но плотность населения в сибирских широтах была столь минимальной, что государство пошло на вынужденные меры – сохранять жизнь преступникам, но расселять их на новых территориях.

Понятно, что ссыльные люди, чьё количество неумолимо росло, совершенно не хотели жить и развиваться под присмотром служилых людей и администраций.
Закономерный результат чрезмерного накопления неблагополучных элементов общества – первый бунт 1656 года на территориях Балаганского и Братского острогов, в результате которого почти 400 ссыльных людей захватили пороховые и пулевые запасы в острогах, после чего отобрав 13 лодок-дощаников, уплыли в неизвестные земли вниз по реке Тунгуске.

Зимой этого же года, немного не успев на достопамятные события первого бунта, в Братском остроге зимовала многочисленная Даурская экспедиция под предводительством Афанасия Пашкова. Именно с этой экспедицией в Братском остроге и оказался печально-знаменитый монах-раскольник Протопоп Аввакум, которого оставили здесь из-за его подстрекательства к бунту, в среде участников экспедиции, основной целью которой была найти пути в Китай.

С 1656 по 1657 год – всё это время в Братском остроге находился знаменитый противник церковных реформ патриарха Никона протопоп Аввакум Петров, позже, за упорство сожжённый на костре в землях Якутский и оставивший после себя знаменитое литературное творение под названием «Житие протопопа Аввакума».

В 1658 году основана деревня Тэнга.

В 1661 году ещё прослеживается значимость Братского острога, как опорного пункта в освоении Сибири, однако с постройкой Иркутского острога и наличием у нового укрепления удобного сообщения с Красноярском, с данной поры Братская волость постепенно начинает превращаться в глубинку, как бы располагаясь «на отшибе» основных дорог.

Тем не менее, до эры глубокого захолустья ещё очень и очень далеко.
Косвенно, в этом же году Братский острог и стал отправной точкой в строительстве Иркутского острога. Многочисленная экспедиция казаков под предводительством Якова Похабова, не без проблем обзавелась в Братском укреплении лошадьми, так необходимыми для дальнейшего путешествия. Более того, примерно в этот период времени, именно Братский острог становится перевалочной базой для людских и материальных ресурсов, проходящих сквозь деревянные его стены, дабы в 1661 году, руками людей Похабова, на правом берегу Ангары был построен новый острог, который изначально получил название Яндашский и только несколько позже ставший Иркутский острогом.
Между тем, возрастал и уровень дохода для московской казны, полученный с братской землицы.

В 1661-1662 годах, братскими людьми в Енисейск была сдана пушнина на сумму 767 рублей.

Чтобы возникло вещественное понимание объёма доходности Братской волости, отмечу, что в конце XVII века за один рубль можно было приобрести либо сто куриц, либо пять овец.

Естественно, цены варьировались от региона к региону и, тем не менее, усреднённые данные позволяют понять сумму в 767 тогдашних рублей.
Запись от 1664 года установила забавный факт, заключающийся в том, что жизнь простого крестьянина в братской земле, была пусть и ненамного, но слаще, чем возле Енисейска.

Согласно «именным» книгам Братского острога, отмечались множество крестьян «которыя в прошлех годах от побеги остались». Следовательно – братская администрация более лояльно относилась к первым поселенцам, нежели администрация Енисейска.

В 1668 году Распута Потапов расселяет у себя 70 ссыльных семей из западных регионов России.

В 1671 году, в шести вёрстах от Братского острога, служилые люди и крестьяне основали небольшой монастырь, прозванный впоследствии Спасской пустынью. Духовный зачинатель первого братского монастыря – старец Савватий.

В 1673 году доходность «Нижно-Брацкого» острога снова возросла, в результате чего пушнина продалась на сумму 1140 рублей.

Летом 1675 года через стены Братского острога проследовало крупное посольство в Китай под предводительством известного дипломата Николая Гавриловича Спафария.

Сохранилась уникальная запись Николая Гавриловича о наших местах:
«...приехали в Брацкой острог. А острог стоит на ровном месте. А в остроге церковь во имя пресвятой Богородицы Владимирской. А жилых домов казачьих с 20. До под острогом течет река Ока. А вытекала из степи, а по ней живут пашенные крестьяне и браты. И от Брацкого острога реку Тунгузку называют Ангарою".

Ценнейшее описание по меркам того времени.

Писал Николай Гаврилович и о деревнях и заимках, существовавших на тот момент в Братской волости: Суворова, Смородинова, Потапова, Огородникова, Илимская, Задворная, Задорина, Щербакова и ещё 2-3 деревни, которые на момент повествования ещё не приобрели своего названия.

Так же Спафарий упоминал в своих записях и о реке Вихоревой, по которой кочует тунгусский род и промышляет на её берегах всякого зверя.

В 1676 году основана деревня Пашина. Впервые упоминается деревня Распутинская.

В 1678 году основана деревня Гарменка.

В 1682 году прослеживаются и успехи сельского хозяйства на территории Братской волости.

Значительные успехи можно проследить в отписке нерчинского воеводы Фёдора Воейкова, которую он направил в Сибирский приказ, но адресовал государю:
"А для твоей великого государя десятинной пашни в Даурские остроги мощно послать из Илимского и из Брацкого острогов пашенных крестьян, для того, что в тех, государь, острогах пашенных крестьян многолюдство, а в Брацком, государь, остроге твоего государева десятинного хлеба насыпаны, стоят из давных годов многие анбары ни для чего, и тому, государь, хлебу, никуды расходу нет".

Избыток и запасы хлеба, являлись значимой заслугой крестьян и управленцев того времени. От наличия пропитания часто зависел успех всей компании по освоению новых земель и богатые, плодородные братские земли, дали необходимую силу сельскохозяйственным культурам для избыточного производства хлеба.

В 1681-1683 годах – новая перестройка Братского острога, ввиду значительного ослабления и гниения прежних конструкций.

В 1686 году через Братский острог проследовало новое посольство по направлению в Китай. Руководил миссией известный дипломат Фёдор Головин, который так же, как и его предшественник Спафария, описал великие трудности при преодолении Падунских порогов на Ангаре.

"Июля в 3 день пришли на Падунский порог и того числа начали выгружаться, потому что порог переводят пустые дощаники, а запасы всякия обносят. А преж посольского приходу изготовлено было Братцкаго уезду для перевоски казны 80 лошадей с волоками до 30 человек крестьян пашенных". А "околничий и воевода Федор Алексеевич Головин, с начальными людьми и с полками поехали в даурские остроги на 23 дощаниках со всякими урядством". На Падунский порог на помощь для перевозки "полковых запасов прислано 50 подвод и возили 5 дней".

В 1687 году основана деревня Банщикова. Упоминаются деревни Милославская и Тирская.

Для гостей, события в Братской волости текли весьма минорно, не считая уже позабытого бунта 1656 года. Тем не менее, острог, скрытый от более крупного начальства, таил в себе множество неприятных тайн.

Так, основатель Спасского монастыря, старец Савватий, в своём письме от 1690 года жаловался митрополиту сибирской земли Феодосию о том, что приказчик Яков Елагин и посадский Агапитка Дмитриев учинили настоящее самоуправство над старцем Савватием, а так же над его сыном Иваном. Яков и Агапитка сильно избили кнутом и его и сына в результате ложного доноса о якобы имевшихся прегрешениях монаха, после чего заточили Ивана в «съезжей избе», тем самым заставив заплатить страдальца целых 36 рублей.

За столь серьёзное преступление и Елагин и Дмитриев были впоследствии отлучены от церкви, что считалось тяжким наказаниям по меркам XVII века.
Подобное самовольство мелких чиновников Братского острога являлось только первым тревожным звоночком, который предшествовал грандиозному скандалу, дошедшему до Москвы.

В 1691 году Сибирским Митрополитом в Спасскую пустынь назначается новый владелец – священник Иосиф, ввиду смерти старца Савватия.

Между тем, внешние события развивались весьма благоприятно для Братской волости.

В 1694 году через Братск следует посольство Избранта. На данный момент времени Братск вновь, как в Каменный век, является перекрестьем всех дорог, ведущих вглубь Сибири и Дальнего Востока.

В 1696 году Братская волость впервые, но временно приобретает самостоятельность и в результате огромной размерности территорий, начинает подчиняться напрямую Сибирскому Приказу. Московское министерство назначает в Братске «письменного голову» Степана Лисовского, что делает новоиспечённую административную единицу России полностью независимой от соседей.

При этом в данном Указе об обособлении Братской волости имеется странная приписка, явно адресованная нашим енисейским соседям: "а енисейскому воеводе того Брацкаго острогу ни в чем ведать не ведено - Брацкий острог от Енисейска ведан особо".

Данная оговорка характеризует те сложные отношения, которые развились между двумя далёкими сибирскими острогами, которые периодически обострялись из-за отсутствия чётких указаний из Москвы по поводу главенства-подчинения территорий, а так же из-за размера пушной дани.

Волость, между тем, действительно становилась большой и развитой, что невольно повлекло за собой сложности взаимоотношений между администрацией и людьми, заселявшими регион.

В это же время крупные проблемы, присутствующие на территории Братской волости, лучше всего описывает челобитная Царю, составленная казаками, посадскими и пашенными людьми 6 января 1696 года:

«Великим государем царём и великим князем, Иоанну Алексеевичу, Петру Алексеевичу, всея великие и малые и белые России самодержцев, бьют челом холопы и сироты ваши, енисейские казаки Брацкого острогу (перечисление имён и фамилий).
Жалоба великие государи, нам холопам и сиротам вашим, Брацкого отрогу на приказного на енисейского письменного голову, на Христофора Юрьевича Кафтырева. В нынешнем, великие государи, в 104 (1696 году) и в прошлом 103 (1695) году, будучи он, Христофор, в Брацокм на приказе, емлет с нас, холопей и сирот ваших, сильно нападками своими из-за гроз и из-за мучения и последние наши, холопей и сирот ваших, сталчейка деньгами, коньми и рогатым скотом и хлебом и последнего нас, холопей и сирот ваших, разорил до конца…»

Далее, следует огромный перечень преступлений, совершённых приказчиком Кафтыревым.
Дело против Христофора закрутилось и привело к последствиям, указанным в следующих годах.

Что интересно: благодаря данной челобитной и сохранились имена первых обитателей Братской землицы, с разделением на сословия:

Енисейские казаки: Фетька Иконник, Гришка Бессонов, Андрюшка Потапов, Андрюшка да Сешка Поясницыны, Якушка да Федька Поповы, Макарка Коренев, Васька Ермолин, Ивашко Храмцов, Ивашко Мироманов, Васька Калакаев, Гашка Рыбников.

Посадские люди: Кирилка Наумов, Агапитка Дмитриев, Мишка Черной, Ивашко Тупица, Марчка Григорьев, Митька Портняга, Митька Лоскутнин, Ивашка да Андрюшка Васильевы, Васька Петров, Федька Мыльник, Стенько Дмитриев, Филька Алексеев.

Пашенные крестьяне: Ивашко Сутырин, Васька Бухаров, Мишка Трофимов, Ивашко Ермолин, Сидорко Софронов, Тараско Васильев, Екимка Лускин, Митька Нивидимов, Васька Усков, Коземка Алексеев, Гарасимка да Оська Распопины, Максимко Месников, Ивашко Гаврилов, Алёшка Гусельник, Левка Карачаевец, Тимошка Игнатьев, Пашко Зеха, Алёшка Лютиков, Ивашко Лоскутник, Сенька Андронов, Алёшка Чупин, Пашка Терских, Гришка Петух, Фетько Бояркин, Ивашко Заложной, Ивашко Калиногорской, Ивашко Вотяк, Ивашко Тиханов, Васька Горностаев, Якушко Соловьёв, Дениско Митрофанов, Васька Цапля, Ивашко Давыдов, Андрюшка Иванов, Родько Васильев, Фетька Щетина, Илюшка Таутаев, Андрюшка Бухвостов, Васька да Ивашка Суворовы, Сергушка Яковлев, Ильюшка Филипов, Ильюшка Борисов, Давытка Карелин, Васька Кромина, Стенька Софронов, Васька Трубачеев, Панфилка Рютин, Гришка да Васька Рыбкины, Гришко Маленькой, Емка Борисов, Стенька Лазарев, Петрушка Мачехин, Мишка Салдат, Ивашко Усков, Потапка Жидовкин, Бориско Дорофеев, Микишка Емельянов, Бориско Михайлов, Иван Бердников, Ермолка Прохоров, Васька Колмак, Ивашко Лучнев, Левка Черемисин, Понфилка Козлин, Максимка Мурашов, Парфенко Калинин, Ивашко Борода, Лазарька Заикин, Юшко да Спирька Борисовы, Тимошка Ульянов, Васлька Ильин, Оська Володимиров, Пашка Иванов, Васька Володимиров.

Вот все обитатели острога и его окрестностей, подписавшие челобитную. При этом многие фамилии (пусть и слегка видоизменившиеся) живы и звучат в Братском районе и поныне.

Писали челобитную с жалобой на Кафтырева и обитатели Спасской Пустыни:
Строитель Васька Балдаков, казначей Авдейка Федоров, вкладчики Омелька Мохов, Каземка Бархатов, Бориско Петров, Исачко Иванов.

Жаловались на избиение некоторых обитателей монастыря преступником-приказчиком.

Писали челобитную и бурятские ясачные крестьяне:

Асихибайко Держиев, Аскуйко Комколов, Андрюшка Азигидаев, Осейко Дахуев, Обонтуйко Грошев, Бодойко да Монкодойко да Бозейко Кайдаевы, Касамайко Тарчиев, Санкирко Бакучин, Болдайко Барсаев, Заректуйко Боричев, Даганко Баранов, Залбунко Ириндиев, Халгайко Инкиев, Колочейко Табеев, Мляулко Камнаев, Урмакейко Наирев, Дочиканко да Хазник Мумуевтовы, Садойко Нарекаев, Согдейко Сундукуев, Тебендейко Кусылеев, Мусыкейко Кынтуев, Умыдыгейко Уныгенов, Кекуйко Баландаев, Бодончейко Наконов.

Благодаря определённой смелости всех вышеперечисленных людей, фамилии из 1696 года могут звучать и в 2021 году.

Между тем, как это уже видно из челобитной выше, внешнее благополучие острога, не означало благополучие внутреннее.

Самовластным и наглым правителем являлся приказчик Братского острога того времени и письменный голова - Христофор Кафтырев. Он множил и приумножал недобрые дела, всё больше и больше присваивая себе чужое имущество.
Дошло до того, что на короткий период времени Братский острог, словно не подчинялся никому и жил своей жизнью, согласно желаниям и прихотям Кафтырева.

Христофор совершенно не стеснялся брать взятки, а так же любил действовать при помощи запугивания подвластного населения.

Мне кажется, многим понятно, чем руководствовался Кафтырев – ощущением удалённости от крупных административных центров, ввиду чего у приказчика сложилось впечатление своей полной неуязвимости для жителей Братской волости.

Известно, что Христофор не только отнимал хлеб у населения, но и заставлял местных крестьян бесплатно заниматься сельскохозяйственными работами, на пользу руководителя острога: молотить зерно, косить сено, рубить лес.
Работа на чужого человека значительно ухудшала положение крестьянских дворов Братской волости, где из-за особенностей климата всего лишь один упущенный день работы мог обернуться настоящей катастрофой для будущего урожая.

Навязывал Кафтырев и свои товары в виде вина и табака, которые заставлял скупать у него лично, запрещая производство в деревнях. Иными словами приказчик Братского острога являлся настоящим монополистом конца XVII века, ввиду чего уровень обид на руководства, в рядах духовенства, служилых людей и крестьянства постепенно нарастал.

В 1696 году крестьяне съехались на мирской совет и постановили, что больше терпеть самовольство приказчика - нет сил.

Народный бунт возглавили казаки Кириллов и Бессонов.

При этом толпа ворвалась в Братский острог, заставив испуганного Кафтырева запереться в собственной избе, в надежде скрыться от народного гнева.
К чести служилых и крестьян Братского острога – проливать кровь они не стали.
Вместо рукоприкладства руководители бунта поступили весьма демократично, на народном собрании составив общую челобитную в Енисейский острог, в которой перечислялись все обиды, нанесённые Кафтыревым простому люду.
Простая челобитная прошла путь в 10 лет и легла на стол самому императору Петру I, который личным указом лишил Кафтырева столь привилегированной должности, отправив ему на смену боярского сына Перфильева.

Между тем, ввиду большой задержки жалованья, в 1696 году восстали забайкальские (селегинские казаки), захватив доверенное лицо иркутского воеводы Гавриила Коноплёва с товарами, направленными калмыцкому Бошохту-хану.

Забайкальский бунт охватил сразу несколько острогов, и грозные воины грозились иркутскому воеводе Савёлову явиться в великом множестве и взять город.

Обещание забайкальцы выполнили и действительно явились при оружии, в количестве 200 сабель. 19 мая 1696 года Иркутский острог попал в своеобразную осаду за былые обиды, нанесённые Савёловым.

Так как переговоры от 20 мая фактически зашли в тупик (иркутский воевода отделался пустыми обещаниями выплатить жалованье), забайкальцы приняли решение отправиться вниз по Ангаре, чтобы хотя бы выручить хлебное жалованье, обещанное Савёловым.

Так как иркутский воевода просто выискивал время, чтобы предпринять контрмеры, уже в начале лета забайкальские казаки получили статус «беглых людей» и иркутские казаки ринулись за ними вслед, чтобы призвать к ответу.
К большому сожалению для иркутян, забайкальцы выиграли в этом междоусобном сражении, после чего отправились к Братску, где «учинили из ружья стрельбу по одному выстрелу и после убитых платье и обувь, раскликая, продавали и по себе делили, а раненных иркутских поставили на дворы».
Какое-то время забайкальская братия гуляла и отдыхала на просторах Братского острога и только после ряда бесчинств и притеснений местного населения, снова отправились в Иркутск, где смогли ворваться в город и вынудить Савёлова снова сесть в осаду в малом городе.

Следует сказать, что в злополучный 1696 год бунтовали и илимские казаки и бурятские племена, что катастрофически обострило ситуацию в регионе (в том числе – в Братске).

Известно, что в 1697 году на территории современного Братского района действовало уже две церкви и часовня, что говорит о возрастании статуса данных территорий.

В 1698 году даже была предпринята попытка зачать жемчужное дело на Ангаре. Тем не менее, компания Семёна Васильева провалилась – в быстрой и стремительной реке не было обнаружено необходимых запасов этого ценнейшего дара природы (сам Васильев умер в этом же году).

В 1699 году основаны деревни Матера (ударение на «а») и Подъеланка.
Только в 1701 году бунт забайкальских казаков был окончательно подавлен.
Вот так непросто развивалась судьба русских первопроходцев и поселенцев, на земле Братской, в неспокойный XVII век.


This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website