Совместный проект администрации Братского района и Вихоревского историко-краеведческого музея
Русская изба как основа русской экспансии. Особенности строительства и традиции в семьях.
Русская культура – явление уникальное, которое окончательно сформировалось примерно в IX веке период образования Древнерусского государства. Ещё до прихода Христианства, русская культура, через национальные костюмы и предметы быта, впитала в себя всё лучшее от древних религий, одну из которых принято называть Родноверием, в рамках которой древнерусский человек представлял небеса местом обитания разнообразных Богов языческого пантеона. Христианство внесло свой колорит в каждую избу, сформировав уникальные для нашего народа традиции и устои.

Если спросить среднестатистического жителя другой страны, какие ассоциации у него вызывает в голове понятие «русская культура», то любой зарубежный гость назовёт несколько предметов: лапти, матрёшка, самовар и балалайка. Иногда вспоминают Кремль и двуглавого орла, как символы русской государственности.

Однако, по моему мнению, одним из основных символов нашей культуры является русская изба.

В любую эпоху, наши соотечественники трепетно относились к своему дому. Потерять избу – это обречь себя и свою семью на верную гибель. Поэтому, русский человек, испокон веков ведущий оседлый образ жизни, был так привязан духовно к своему месту обитания и во все времена, до последней капли крови, защищал свою малую Родину от иноземных захватчиков.
Что же представляла собой изба?

В классическом понимании изба – это бревенчатое, массивное строение, с небольшими окнами и дверьми, украшенное разнообразными, резными элементами. Технология строения передавалась из поколения в поколение и до самого последнего времени оставалась неизменной.

При «классическом» создании избы, русским человеком не использовались металлические элементы в виде железных скоб или гвоздей, позволяя довольно быстро отстраиваться и после самых разрушительных набегов и катаклизмов.
Брёвна либо подвозили на лошадях, либо подносили на плечах, предварительно, ещё в лесу отчищая от коры.

Отчистка от коры была продиктована необходимостью уберечь строение от плесени, гниения и от паразитов-короедов, которые очень быстро, в течение всего одного поколения людей, могли привести массивные стены в негодность.
Первый венец чаще всего клали на специальные деревянные ступы-подставки, которые, за неимением технологии создания фундамента, служили опорой конструкции в самых непригодных почвах.

Для такого «природного» фундамента выбирали особые породы дерева, которые меньше всего были подвержены гниению (например, лиственницу). После чего, расположив на ступах первую обвязку из брёвен, строители, постепенно, шаг за шагом возводили один венец на другой, на концах вкладывая одно бревно в другое либо посредством специально-выдолбленного ложа в предыдущем стволе, либо «в лапу», плотно подгоняя стык к стыку.

Возведение продолжалось до тех пор, пока у строителей не получался полноценный сруб, в котором прорубали окна и двери.

Для утепления межбрёвенного пространства использовали мох, который, в большом количестве можно было найти в любом лесу.

В зависимости от региона, крышу избы накрывали либо камышом и тростником (южные регионы), либо специальной доской-дранкой (в том числе в Братском районе), которую изготавливали загодя.

Доска получалась уникальным способом – строитель делал небольшой надруб топором в торце бревна, после чего расщеплял его на доски вбиванием нескольких деревянных клинов. Клинья рвали монолит дерева, словно раздирая многовековой ствол. Отсюда и происхождение названия – дранка.

Плотная укладка доски на односкатную или односкатную крышу обеспечивала непромокаемость строения.

Потолок также утепляли мхом или кусками дёрна.

Для дополнительного тепла вход в избу редко конструировали непосредственно с улицы, подводя к общему срубу специальную пристройку, которую в простонародье называли «сенями» или «клетью».

Сени (сенцы) — входная часть традиционного русского дома.

Неотапливаемое и нежилое помещение, несло сразу несколько функций:

1) разделительный барьер между основным, жилым помещением и улицей, выполняющий роль теплового (ветрозащитного) тамбура.
2) летняя, весенне-осенняя прихожая, где обычно снимают верхнюю одежду и обувь.
3) холодная кладовая для продуктов питания в демисезонный период. Обычно в сенях для этого оборудовались полки.
4) гостевая комната, где в тёплый период могли переночевать гости или родственники.
5) склад (кладовая) для разного инвентаря, не поместившегося в дом.

Повышалась и обороноспособность дома, так как наличие сеней позволяло сделать вторую, дополнительную дверь, преграждавшую путь в основное жилище.

И вход в сени, и вход в избу был низок в сравнении с современными дверными проёмами.

Это также было продиктовано соображениями обороны и сохранности тепла.
Плюс, ко всему прочему, любой гость, независимо от своего социального статуса, должен был согнуться (поклониться хозяину) при входе в жилые помещения. Эту традицию русская культура переняла у своих восточных соседей, для которых вход в любое жилище был также защитой и от злых сил, а каждый элемент входа, например порог, почитался как священный барьер на пути злых духов и недобрых помыслов, а любой входящий становился равным с хозяином юрты.

За сенями располагалась горница – основное, жилое помещение любой русской избы. Именно здесь, русские женщины-хозяйки - хранительницы домашнего очага и старались обеспечить максимальный уют для всех домочадцев.

Загодя, строители старались проделать в горницу как можно больше окон, насыщая помещение дневным светом. До создания стёкол, в оконца вставляли куски полупрозрачной слюды или, на худой конец, натягивали мочевой пузырь какого-либо животного.

Самые бедное население вообще ничего не вставляло в окна, но независимо от социального статуса семьи в любом случае на ночь, окна закрывались специальными деревянными, резными досками - «ставнями».

Конечно, данный способ несовершенен и вызывал кромешную тьму в помещении. Поэтому, забегая вперёд скажу, что в ночное время избы чаще всего освещались зажжёнными, смоляными палочками – лучинами, которые горели непостоянно, но исключительно в моменты нужды. Лишь много позже, на смену лучинам пришли светильники и свечи, топливо для которых изначально изготавливалось из жира.

Русская печь – основа любой избы. Её сердце и душа.

Дым печных труб, в морозном воздухе зимы – образ, который мы помним с детства. Выбеленная, кирпичная, часто разукрашенная под хохлому, печь складывалась опытными печниками по особой технологии испокон веков. Часто, избы в одной деревни, делились надвое, по методу отопления: чёрные и белые.

Принципиальная разница заключалась в том, что избы протапливаемые «по-чёрному», внутри себя имели печь без трубы и весь дым скапливался под потолком, уходя в небольшие оконца - «отдушины».

Избы, протапливаемые «по белому», внутри себя имели печь с трубой, дым из которой уходил вверх, через сложную систему небольших проходов внутри неё.
Отсюда и название – в чёрных избах скапливалась копоть. В белых царила чистота и уют.

Образ Ильи Муромца, который тридцать три года лежал на печи, я думаю, знаком каждому жителю Братского района.

Русские зимы (а особенно Сибирские зимы) - шуток не любят. Поэтому в каждой печи была обустроена специальная лежанка, где скапливалось основное, животворящее тепло от прогретых кирпичей, способное вернуть к жизни и наделить богатырской силой и того человека, который тридцать три года не сдвигался с места. Часто, данное место было занавешено и располагалось за трубой, куда укладывались на ночлег либо малые дети, либо глубокие старики «погреть кости».

Помимо функции обогрева, русская печь была полноценной кухней внутри дома, где в чугунных горшках, на углях (жару), готовились традиционные блюда нашей кухни. Рядом с печью у каждой хозяйки имелось сразу несколько специальных приспособлений - ухватов, для удобного доставания горячих горшков, а также разнообразные, деревянные вёсла на которых запекали хлебобулочные изделия. Дополняли припечной инвентарь разнообразные кочерги, позволяющие по своему усмотрению изменять количество углей внутри основного печного свода, добавляя или убирая «жар».

Сам свод при готовке закрывался чугунной заслонкой.

Небольшое пространство под основным сводом печи использовалось как приёмник золы. Одновременно с этим «поддувало» осуществляло и приток воздуха к пламени внутри основного свода.

В каждой избе был красный угол, где соблюдалась максимальная чистота, и ставился обеденный стол, окружённый лавками.

Посуда была деревянной.

Основным украшением любого стола (в конце XVIII – середине XX века) был пузатый самовар, растапливаемый углём.

Над столом располагалась специальная полка, где аккуратно расставлялись и украшались самые главные атрибуты религиозного человека – православные иконы, которые передавались из поколения в поколение в русских семьях.
В традиционной русской культуре, части избы делили по половой принадлежности. Женщины обитали в особом месте, которое называлось «бабий кут».

Чаще всего именно там располагались чисто женские принадлежности и устройства: прялки, ткацкие станки, кровати и люльки для малых детей. Так же в бабьем куте располагался сундук или несколько сундуков, в которых хранился нехитрый скарб семьи – одежда, обувь, платки и особо ценные бытовые предметы.

Мужская часть населения России, в свою очередь, обитала в своём углу, который также назывался и гостевым.

Помимо спального места, в гостевом углу можно было встретить и некоторые особо ценные элементы лошадиной сбруи: хомут, дуга, седло. Иными словами всё то, что служило одновременно и украшением избы и способом сохранения данных предметов от козней недобрых людей.

Любая хозяйка мечтала о том, чтобы рацион семьи был максимально вкусным и разнообразным. Поэтому, в каждой семье была маслобойка, для взбивания молока, разного рода ступы, для измельчения и перемалывания пшена и круп, а также прочие принадлежности, позволяющие при помощи ручного труда заниматься настоящим творчеством при приготовлении традиционных блюд.
К слову, хоть мы и считаем картофельные плоды неотъемлемой частью нашей культуры, однако по меркам истории на территорию России, данная культура была завезена сравнительно недавно, в славное царствование первого русского императора Петра I, который правил с 1672 года по 28 января 1725 года.

До времени его правления, основой традиционного рациона являлась репа и разнообразные каши.

Одежда в русских семьях, чаще всего делилась на повседневные одеяния для работы и парадно-выходную одёжку. И если первая категория одежды только стиралась и зашивалась, то за второй был исключительный уход. Поэтому у любой хозяйки, для особого ухода за элементами одежды, всегда под рукой были два чугунных утюга. Первый был более массивным и загружался горящими углями, в то время как второй, являясь цельной, чугунной болванкой, нагревался внутри основного свода печи.

Украшалась изба по-разному – белоснежными, расшитыми скатертями, коврами, ручниками, что вносило элементы чистоты и праздности в быт русского человека.

Известно, что практически в каждой избе Братского района, до начала XX века имелся специальный деревянный станок «кросна» для производства ковров. Второй вездесущий предмет – прялка, для создания нитей.
Наличие бани в каждом хозяйстве обеспечивало чистоту тела. Глубокая религиозность – чистоту души русского человека.

Всё это, в своей совокупности и формировало такое богатое, насыщенное, многоструктурное явление, как культура среднестатистического крестьянского двора, центральной частью которого являлась русская изба.

Русская культура была настолько сильным явлением, что быстро «пропитала» и «дикий» Братский район образца XVII века. Ввиду культурной ассимиляции, многие местные племена стали менять кочевой образ жизни на образ оседлый, постепенно подселяясь в первые деревни и сёла.

Тем не менее, по настоящий день, в географических названиях Братского района, прослеживаются отголоски времён древних, когда по ложу будущего Братского моря перемещались народы, ныне неизвестные современным историкам.


This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website