Совместный проект администрации Братского района и Вихоревского историко-краеведческого музея
Трудности поселенцев и первые русские фамилии в Братском районе.
Земледелие. Трудолюбивое, терпеливое, созидательное земледелие – вот чем воистину славился и славится русский человек, поднявший пашни от Калининграда и до Владивостока.

Новая земля ждала первые крестьянские сохи.

И они не заставили себя ждать, появившись на братской земле в 1648 году, с прибытием в острог крестьянина Распуты Потапова.

Всего за год Распута Потапов смог вывести на новой земле ячмень и коноплю, чем в 1649 году с удовольствием похвастал в Енисейске. Согласно мнению Потапова, климат вокруг Братского острога был идеальным для сельского хозяйства, в результате чего новыми владениями России заинтересовались очень многие крестьяне.

Да и служилые люди, в этом отношении, ушли недалеко от крестьян, вынужденные держать собственное хозяйство в том месте, где хотя бы временно приходилось повесить на стену бердыш и пищаль.

Тем не менее, воинственные буряты часто беспокоили первых русских поселенцев, что привело к интересной особенности в Братской волости – появлению оконных ставень, оббитых листами меди или железа, с целью повышения обороноспособности жилища. При этом на металлических листах ставень, искусные кузнецы выбивали полноценные сюжеты, рассказывающие либо о событиях минувших веков, либо о сказаниях и преданиях русского народа.

Сохранилось упоминание в донесении пятидесятника Евдокимова, направленное в Енисейский острог, о том, что от набега недовольных размером ясака бурят, в 1650 году пострадало хозяйство местного кузнеца – Терешки Шаверы, а так же некоторые хозяйства, начавшие было распространяться за пределами крепостных стен.

Несистематические набеги, но растущее недовольство местных племён вылилось в полноценную осаду острога зимой 1650-1651 годов. И это в то время, когда сам царь Алексей Михайлович Тишайший, дал своё разрешение на преобразовании братской часовенки в полноценную церковь!

Несмотря на разрешение царя, Братский острог по-прежнему продолжал оставаться настоящей окраиной русской земли, так как дальнейшие попытки русских первопроходцев продвинуться на восток терпели неудачу за неудачей.

Так или иначе, казакам, стрельцам и крестьянам, удалось пересидеть осаду 1650-1651 годов и даже отогнать бунтующие местные племена.

Ситуация усугублялась тем, что буряты продолжали проявлять агрессию и в 1651 году, отказываясь платить ясак и грозясь убить любого человека, вышедшего за ворота острога.

Евдокимов докладывал в Сибирский приказ о том, что «ясаку впредь не будет» и «пашенным крестьянам пахать (больше) не мошно».

Донесение говорило обо всей серьёзности обстановки вокруг новых российских приобретений.

Усугублял ситуацию и тот факт, что у Братского и Енисейского острогов, окончательно разладились отношения, ввиду пересечения сфер влияния. Без преувеличения можно сказать, что 1651 год стал критическим для первопроходцев.

Вскоре, к посягательствам на братских ясачных людей, подключились и казаки Илимского острога.

Ситуация несколько улучшилась в 1653 году, с прибытием со стороны Енисейска нового отряда Дмитрия Фирсова, в задачу которого входил перенос старого и обветшалого острога на новое место.

После зимы, в 1654 году Фирсов принялся на работу, в том числе намереваясь наконец-то отстроить первую церковь, разрешённую Алексеем Михайловичем.

Уже к маю 1654 года, большая часть работ была завершена и Фирсов докладывал:

«И в нынешнем во 162 году брацкой нижной острог поставили весной четыре башни высокие, под тремя башнями три избы, четвертая порозжая, да ворота проезжие. На воротах поставлена часовня да анбар новой срублен с перерубом трех сажен печатных. Острог ставили служилые люди двадцать три человека … да пашенные крестьяне и промышленные ставили двенадцать человек. Острог мерою поставлен круг ево сто двадцать сажен, а в работе был у острогу Иван Кузмин да Василий Хорошей с товарищи».

В этом же году люди Фирсова, оставшиеся в Братском остроге (15 человек) построили первую церковь, которая была смещена ближе к центру защитного периметра.

Следует дополнительно описать главную достопримечательность Братского района, а именно одну из сторожевых башен Братского острога, которая была построена как раз в данный момент времени.

Сама башня являлась двухэтажным строением, при этом первый этаж башни был построен по принципам северорусской чернокуренной избы и являлся жилым помещением для стрельцов, а второй этаж являлся боевой частью строение и сооружался с бойницами и обламом.

Облам – нависающая часть сруба со специальной щелью, через которую можно было вести обстрел нападающих, а так же лить на противника раскалённую смолу.

Над крышей башни Братского острога имелась (и имеется) дозорная вышла, внутри которой днём и ночью стоял дозорный, обозревая окрестности поселения.

Завершив работы Фирсов, с основным отрядом, ушёл дальше, с задачей построить Балаганский острог.

Новый острог имел принципиальные административные отличия от первых двух острогов.

Да, укреплённая крепость выглядела практически так же, как и крепости-предшественники. Однако с середины XVII века Братский острог уже являлся как бы центром самостоятельной земледельческой волости, что говорило о том, что русский человек всё же сломил упорное сопротивление бурят.

Расширение общей территории России, способствовало тому, что братская землица постепенно меняла статус с окраины на статус глубинной территории большой страны, ввиду чего в регион пришло долгожданное спокойствие, так необходимое для прибытия новых крестьян и возникновения новых населённых пунктов.

Не всегда новые поселенцы пребывали добровольно.

Очень часто в Сибирь на постоянное место жительства сгонялись ссыльные. И это являлось относительным благом для провинившихся подданных России – если раньше, за те или иные провинности человек мог поплатиться головой, то с начала XVII века мог получить второй шанс на жизнь в новых землях.

Подобное вынужденное переселение на долгое время закрепило за Сибирью звание «постоянного места ссылок».

О факте принудительного переселения говорят хотя бы первые фамилии – Безухов, Карнаухов, Распопин, Бесфамильный, Безымянный, Каин, Кистень и многие другие, появившиеся от «новых кличек» первых переселенцев. И таких «особых фамилий» - великое множество в истории любого сибирского острога (переселенец словно «забывал» своё прежнее имя и приобретал новое).

Конечно, благодаря стремительному расширению России на Восток, относительно громкие события, на долгие века, вплоть до Гражданской войны XX века ушли из региона, и Братский район стал этаким захолустьем, с точки зрения сражений и преодолений трудностей.

Но так ли это плохо?

Именно длительный мир помог окончательно освоить огромные территории, постепенно расширив реальные русские владения с небольшого периметра острога, до всех приангарских земель.

Первые селения и отметки на карте: Спасская пустынь, представлявшая собой мужской монастырь; деревни Роспутина, Кежемска, Филиппова, Наратаевка, Долоновска, Большой Погост, Большая Када, Погост Шаманский – вот первые населённые пункты, возникшие во второй половине XVII века на территории Братского района.

Сохранились и первые фамилии, отражённые в переписи населения в период с 1649 по 1696 годы.

Федька Иконник (1696), Гришка Бессонов (1696), Андрюшка да Сешка Поясницыны (1696), Макарка Коренев (1696), Ивашко Мироманов (1696), Васька Калакаев (1696), Черкасс Погадаев (1649), Пётр Карнаухов (1696), Мельник Василий Бухаров (1696), Василий Павлов Крашнин (1662), подьячий Иван Артёмьев сын Распутин (1676), Пётр Борякин (1696), Алексей Муратов (1696), Иван Татарин (1668), Пётр Романов (1696), Фёдор Чусовитин (1696), Наум Черемисин (1668), казак Иван Мироманов (1696), Андрей Распопин (1668), Иван Сутырин (1696), Степан Огородников (1668), казак Гашка Рыбников (1696), Алексей и Антон Чупины (1668), сын боярский Семён Карпов (1696), Семён Жидовкин (1668), казак Андрей Потапов (1696), Филипп Рютин (1668), пашенный Иван Вотяков (1696), Василий Суворов (1696), Григорий и Василий Рыбины (1696), Шумилко Фомин (1696), черкас Василий Усков (1696), казак Родька Терпуг (1696), Борис Дорофеев (1696), Иван Лухнев (1696), Василий Красноштанов (1696), Василий Горностаев (1696) и многие другие – вот список первых фамилий, зазвучавших на территории Братского района. Фамилии, которые живы и по сей день. Практически все эти люди, так или иначе, стали настоящими прародителями многих братских родов и потомки первых, героических первопроходцев по сей день ходят по улицам Братска, Вихоревки, а так же деревень и сёл Братского района.

Описание трудностей первопроходцев было бы неполным, без упоминания об ещё одном «коренном» природном явлении.

Не только трескучие морозы были серьёзными врагами русских воинов и крестьян, но и изматывающий, вездесущий гнус, досаждавший служилым людям и работникам в летнее время.

Этот самый вездесущий гнус, как кару небесную, упоминал знаменитый раскольник – Протопоп Аввакум, за сопротивление реформам Патриарха Никона сосланный в Сибирь.

Ввиду того, что непокорный Аввакум и по пути в Якутск пытался поднять бунт в отрядах стрельцов и казаков, он на время был ссажен на берег Ангары и заточён в Братский острог на период 1656-1658 года.

Находясь в заточении под одной из башен Братского острога, Аввакум вспоминал не только о том, как с ним жестоко обращались охранники и не только о том, как тяжело было в «худом платье» пережить суровую, сибирскую зиму в неотапливаемом помещении. Непокорный протопоп, упрямо крестившийся двумя перстами, вспоминал и о вездесущем гнусе, который пролезал в любую щель, под любую одежду, бесконечно изматывая тело и дух.
Только дым от костров и дёготь, выплавленный из берёзовой бересты, помог первопроходцам хоть как то справиться со столь значимой проблемой.

Непростой была жизнь и пашенного крестьянина в Сибири.

Во-первых – из-за количества налогов.

Каждый мужчина Братской волости обязан был сдавать десятую часть урожая царскому Кабинету. Следующая плата – за содержание Канцелярии. Следующая плата – за содержание Приказчика в остроге и служилого люда вокруг него. Впоследствии – «винный хлеб», собираемый в плату за производство водки.
Налоговое бремя ложилось на плечи каждого крестьянина и могло привести к разорению любого двора.

Во вторых – небольшое количество самих дворов на территории Братской волости, ввиду чего поборы Приказчиков могли возрастать, ввиду недостаточности обеспечения.

Что такое крестьянский двор XVII-XVIII века?

Это не только отдельно взятый пашенный крестьянин, но и его семья, а так же подворники – рабочая сила, действовавшая в угоду хозяина двора.
Во дворе сосредотачивался тягловый и пользовательный скот, а так же аккумулировались необходимые запасы пропитания.

Двор или пашенный крестьянин являлся основой российской экономики того времени.

Вполне естественно, что некоторые крестьяне утаивали хлеб, дабы избежать разорения.

В делах за 1726 год присутствует интересная запись о делах и заботах жителей Братской волости:

«1726 год генваря в 18 день. Будучи в Брацку на сьезжем дворе перед подчененным комисаром Иваном Васильевым сыном Добрынским тогож Брацкого острогу Тангуеевской деревни пашенной Иван Распопин сказал: «в прошлых де годех построена де у него, Распопина, на данной его, Распопина, земле, на Теме речке колесчатая мельница, которая де у него, Распопина, вопче з братом ево с Матфеем Григорьевым. А потому де у них, Распопиных, построенного никогда не бывает. Только де они, Распопины, на той мельнице мелют хлебный запас про свою домовую нужду. А с той мельницы оброку платят де оне, Распопины, в казну ее императорского величества, государыни императрицы и самодержицы всероссийской, в Брацку пошти алтын по 4 деньги в год. А сказал я, Распопин, в сей своей сказке самую истину, безо всякие утайки к сей скаске вместо пашенного крестьянина Ивана Распопина, по его велению, Герасим Брянский руку приложил».

Завершая разговор про Братский острог в целом и о трудностях первопроходцев в частности, следует отметить и тот факт, что защитные укрепления вновь перестраивались в 1668-1669 годах, в связи с тревожными сообщениями о возможном набеге монгольских отрядов.

При этом с задачей справились довольно быстро, так как иркутский воевода Иван Перфильев (сын Максима Перфильева) докладывал о строительстве нового острога на месте старого, благодаря чему несколько сократился периметр более древнего укрепления.

Государево слово регулировало все взаимоотношения на новых землях.
Так, сохранилась довольно чёткая инструкция по сбору ясака в Братской волости:

1) Приехать в волость – выслать ясачных тунгусов на промысел на посторонние реки в соболиные и в звериные ясачные угодья;
2) Смотреть, чтобы ясачные люди не жили у крестьян в деревнях и не шатались бы;
3) «А за службу их и за ясачный и поминочный платёж будут они, ясачные тунгусы, пожалованы… жалованием выше прежнего, необидно»;
4) По возвращении тунгусов с промысла собрать с них ясак «по приправочной ясачной именной книге на настоящий 726 год». Кроме того сыскать недоимки за прошлые года. В принятом ясаке давать тунгусам отпись. Смотря на величие ясака – давать подарки, т.е. олово и китайский шар. «И кормить по их обыкновению. Олово и шар записать «с отчисткой»;
5) «И держать к ним, ясачным людям ласку и привет. И обнадёжить их государевым жалованием. А жесточи и налоги им отнюдь не чинить и ничем не грабить. И посулов и поминков себе с них не иметь.
6) Тех, кто не заплатит – привозить в Илимск;
7) Подыскивать подростков и захребетников от 18 лет и старше. А меньше 18 в ясак не писать;
8) Если на ком ясаку наложено мало, то прибавить;
9) Пушнину держать за печатью;
10) Смотреть, чтобы никто с тунгусами не торговал и не спрашивал с них долгов, пока они платят ясак;
11) За ясак денег не брать. Если у тунгусов пушнины нет, пусть покупают для сдачи сами. Но если не смогут, то за соболя брать деньгами.
12) Приехав в Илимск – всё сдать.
13) Если нарушите инструкцию и обидите тунгусов, то будете посажены в тюрьму.

Основная проблема такой централизованной формы управления – все дела и споры решались либо через Томскую или Тобольскую администрацию, либо через Сибирский Приказ в Москве, либо через самого Государя.

Отдалённость региона и сложная бюрократическая система накладывала свой отпечаток на скорость делопроизводства. Известны случаи, когда челобитная, отправленная Царю, имела эффект только через 7-10 лет довольно скоротечной жизни.

Благо, что, несмотря на все трудности и лишения, русский человек всё-таки закрепился на берегах реки Ангары. И этому способствовала уникальная технология строительства, появившаяся ещё в дохристианские времена на Руси.
Технология строительства деревянных изб и укреплений.

This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website